Sentiment

sentiment sentiment [sentɪmənt] – чувство; отношение, настроение, мнение…

Практически каждый трейдер постоянно находится в поиске чего-то такого, что дало бы ему дополнительные преимущества на рынке или новые возможности, чтобы переиграть этот рынок. Поиск может заключается в тщательном анализе ценовых графиков и финансового состояния компании. Трейдеры и инвесторы пытаются найти какую-то неуловимую вещь, которая не доступна другим участникам рынка, и которая стала бы их Граалем успешной торговли.

Но сами по себе ценовые графики и финансовое состояние компании являются лишь частью чего-то большего. Эти данные и показатели, благодаря усилиям миллионов трейдеров, подвергаются разностороннему анализу. И в конечном итоге, несмотря на одинаковость этих данных, каждый получает какой-то свой результат и интерпретацию. При этом подход и результат меняются от инструмента к инструменту, от рынка к рынку. Применение технического и фундаментального анализов само по себе неплохо, но уж очень похоже на двуногий табурет, который является не очень устойчивым предметом.

Так что же упускают трейдеры и инвесторы? Чувства участников рынка. Если быть более точным, то коллективное настроение игроков. Если использовать вместе фундаментальный, технический и сентиментальный анализы, то можно получить более ясную картину того, что происходит на рынке. Такой подход к анализу рынка можно назвать Анализом Ожиданий.

Так, что же такое Анализ Ожиданий? И как он может быть применим на рынке. Прежде всего, давайте ещё раз рассмотрим каждую составляющую такого подхода:

  • Фундаментальный анализ имеет дело с финансовым состоянием компании, включая такие показатели как, дивиденды, доход, отношение цены акции к доходу – P/E отношение. А также общее состояние экономики.
  • Технический анализ фокусируется на ценовых графиках, на выявление ценовых паттернов, трендов, уровней поддержки и сопротивлений. С помощью технического анализа трейдеры пытаются предсказать будущее поведение цены.
  • Сентиментальный анализ – это некий взгляд со стороны на общее ожидания, настроения игроков на рынке.

Чувства игроков – являются недостающим звеном в общем анализе рынка.

Почему анализ настроений так важен? Настроение инвесторов – это коллективное ощущения, настроения, вера игроков рынков, включая каждого частного инвестора и так называемые “smart money” институциональных инвесторов. Наиболее точные индикаторы сентимента точно отражают, что на самом деле делают инвесторы на рынке, даже если это противоречит их чувствам и разговорам.
Сентиментальный анализ говорит нам о том, чего ждут инвесторы от акций, рыночного сектора или рынка в целом.

Почему так важны ожидания участников рынка? Потому что цена акции отображает восприятие инвестором реальности. И эти восприятия являются отличным контр-индикатором. Акции с относительно низкими ожиданиями предоставляют хороший шанс того, что данная акция может вырасти, как только инвесторы обратят на неё внимания, благодаря выходу хороших новостей или других благоприятных событий. И наоборот, акция с высокими ожиданиями, может легко скатиться ниже, если игроки разочаруются в ней из-за плохих новостей или если их ожидания не подтвердятся по другим причинам.
Я думаю, вы не раз видели такую реакцию участников рынка, когда цена акции уменьшалась в цене, несмотря на объявление о рекордном доходе.
С другой стороны, низкие ожидания по акции могут трансформироваться в хорошую покупательскую способность, так как много скептически настроенных инвесторов стоят со своими деньгами в стороне. И именно они готовы вложиться в такие акции, если увидят в них потенциал хорошего роста. Этот спрос, безусловно, приведёт к неминуемому росту цены акций.
Высокие ожидания говорят нам о том, что уже достаточно много денег вложено в данные акции. И покупательская способность может быть уже не такой сильной, чтобы двинуть цену акций выше. Поэтому продажа будет преобладать над покупкой в случае выхода не достаточно хороших новостей, что заставит акцию потерять в цене.
Одно важное замечание: Анализ Ожиданий не означает слепую покупку акций или индекса на основании того, что она никому не нравится. Помните, что если акция снизилась в цене, на то есть, вероятно, причина. Негативного отношения к акции не достаточно, чтобы предсказать её подъём. Негативное отношение может лишь сказать нам о том, каков потенциал покупательской силы может быть применим для восстановления данной акции.

Сложность игры против толпы.

Одним из важных принципов подхода Анализа Ожиданий состоит в том, что наибольшую силу контр-индикатор имеет тогда, когда основные настроения всё больше и больше не соответствуют движению цены акции или рынка. Например, увеличение пессимизма будет очевидной реакцией на нисходящем рынке и не будет являться хорошим контр-индикатором. С другой стороны, рост пессимизма на растущем рынке будет превосходным бычьим сигналом, так как рынок достигает своих вершин при абсолютном позитиве. Как правило, инвесторы довольно оптимистичны на бычьих рынках и довольно спокойно относятся к краткосрочным снижениям. Поэтому анализ настроений является неким искусством, так как необходимо точно определить, когда позитивные настроения достигли своих экстремумов. И найти ту точку, в которой покупательская способность иссякнет, и рынок не сможет сделать новых максимумов. Но когда бычий рынок сопровождают негативные настроения, задача определения настроений становится легче. Становится ясно, что покупательская способность ещё не полностью исчерпала себя, и рынок ещё может показать новые максимумы. Вот почему анализ настроений может быть хорошим дополнением к анализу техническому.
Допустим, технический анализ ценовых графиков акции А и акции Б показывает, что данные акции имеют потенциал для роста, но для этого есть некоторые преграды. Тогда, если оптимистические настроения относительно акции А находятся на довольно высоких уровнях, то данную акцию может ждать беда, так как уже практически не осталось инвесторов, которые могли бы ещё зайти в данные акции. Но если по отношению к акции Б преобладают пессимистические настроения, то можно с достаточной уверенностью ожидать того, что инвесторы со стороны захотят поддержать данную бумагу, чтобы поучаствовать в дальнейшем ралли. Вот в этом и заключается суть Анализа Ожиданий и Настроений. Мы смотрим на возможный потенциал покупки или продажи, измеряя настроения инвесторов. Другими словами, мы верим в то, что, когда становится доподлинно известно, что достаточно много людей настроены по-бычьи к какой-либо акции, то есть существенное количество данных акций уже куплены, то вряд ли дальнейший спрос будет довольно существенным. Эта ослабшая покупательская мощь с большей долей вероятностью может быть легко повержена даже небольшой распродажей, что приведёт акции к неминуемому снижению. Тоже самое может произойти и с акцией, по отношению к которой все настроены по-медвежьи. То есть даже небольшая покупка может заставить акции расти.

Как всё это применить на рынке.

В контексте инвестирования против толпы было бы полезно рассмотреть различные стадии цикла поведения акции во время бычьего и медвежьего рынков. Изучить, как ведут себя участники рынка во время прохождения этих четырёх стадий (которые очень часто освещаются финансовыми СМИ) и определить каковы шансы разворота возросшей тенденции.
Следующие четыре стадии настроений рассмотрены от медвежьего рынка к бычьему.

  • Отчаяние – это дно рынка, где отчаяние достигает своего апогея. Инвесторы лишены всяческой надежды на будущее, обложки журналов пестрят пророчествами Армагеддона и т.д. Есть поговорка: темнее всего ночь перед рассветом. Это применимо и к фондовому рынку. И когда полное отчаяние, разочарование и чувство полной безнадёжности сольются воедино, лишь тогда начнётся реальное восстановление. Страх и паника просигнализируют о том, что давление распродажи на рынки иссякло, что даже последний по-бычьи настроенный инвестор готов сдаться.
  • Недоверие – во время начального восстановления и плавного отрыва от дна, на рынке присутствует недоверие к этим процессам, пока рынок не докажет свою силу. Недоверие и опасения часто проявляются в длительном превосходстве коротких продаж или отсутствия каких-либо значительных покупок, даже тогда, когда рынок демонстрирует полную уверенность в восстановлении. Это недоверие является сильным индикатором того, что есть достаточно много денег ждущих в стороне, чтобы зайти на рынок и подтолкнуть его выше.
  • Принятие – где-то на середине рыночного ралли инвесторы начинают уже верить в дальнейший рост рынков. В этот момент формируется рыночный тренд, который уже воспринимает вся публика.
  • Эйфория – это заключительная стадия ралли и точка, где стоит проявить некое беспокойство. Так как слишком много оптимизма присутствует на рынке, и это, скорее всего, является предвестником того, что ралли окончено. Если каждый участник находится в эйфории и вкладывает так много капитала насколько это возможно, тогда вне игры остаются не так уж много людей и, соответственно, денег, которые могли бы толкать рынок дальше вверх. Это является той точкой, когда бычий рынок сделает полный разворот и ретируется. Другими словами, к тому времени, когда на рынок придут домохозяйки бычий рынок будет самым слабым.

Помните, что эти стадии работают и в обратном направлении. От бычьего рынка к медвежьему. Эйфория превращается в недоверие, и при любом отскоке инвесторы цепляются за бычий рынок и играют на повышение, хотя техническая картина показывает обратное. Прежде чем рынок достигнет дна и среди инвесторов возобладают паника и отчаяние, им для защиты своих портфелей придётся принять то, что на рынке преобладает понижательная тенденция.

4 стадии настроений

Настроения инвесторов достигают своих экстремумов, когда рынки показывают свои дно или пик. Но определение этого дна или пика довольно не простое дело. Проблема заключается в том, что даже мрачные настроения могут стать ещё более мрачными. И наоборот, иррациональная эйфория может стать безумной эйфорией. Самым большим умением трейдера является определение именно таких ситуаций, когда чувства игроков рынка идут в разрез с ценовым движением акций и фундаментальными показателями. В этом случае можно практически с полной уверенностью утверждать, что преобладание тренда продолжится. Анализ Ожиданий может помочь вам войти и выйти из тренда раньше всех и дать то преимущество, которые вы искали.

B. Schaeffer

Если понравилась запись, то вы всегда можете подписаться на RSS feed !
Post a Comment or Leave a Trackback

10 Comments

  1. Владимир
    Posted 1 октября 2009 at 21:23 | Permalink

    Статья супер. А не знаете ресурс где можно мониторить ОИ фьючей на Рос. рынке и Америке? Нужен ресурс с которого можно было бы экспортировать данные в свою прогу.

    Ответить Ответить
  2. ilya
    Posted 1 октября 2009 at 21:45 | Permalink

    Спасибо. Про фьючерсы не знаю, так как ими не торгую. Попробуйте поискать здесь: http://finviz.com/

    Ответить Ответить
  3. Аноним
    Posted 2 октября 2009 at 20:21 | Permalink

    вопрос автору и всем кто владеет точно вопросом на предмет следующего-у ТОСа есть такая фишка у его платформы как пароль инвестора навроде МТ то есть чтобы чел мог под ним зайти на счет но торговать там не мог..смысл операции думаю ясен посмотреть как трейдер торгует но не накосячить ничего не счете))
    всем у кого реал если не затруднит-у меня трудности с разговорным английским посему черкните в суппорт им пару строк пусть они ответят это на случай если у кого реал но нужной мне информации у вас нет..вопрос понятно только тем каму что называется не в падлу и кто готов помочь..

    Спасибо

    Ответить Ответить
  4. max.turbo
    Posted 3 октября 2009 at 18:13 | Permalink

    илья это действительно полезная статья , так как я сам в своей торговле больше склоняюсь в сторону психологии нежели фундаментала и то что вы описываете верно на все сто !!!!!…а челу который просит про ОИ ,отвечу ,что торгую только фучами и ОИ у меня естественно в онлайне в квике на отдельных графиках . пусть настраивает и выводит данные как обычно )))))

    Ответить Ответить
  5. Владимир
    Posted 3 октября 2009 at 21:52 | Permalink

    to max.turbo>>Не могу найти ОИ в квике. Брокер-Открытие. Через какого брокера работаете? ОИ у Вас находится в разделе “индикаторы”?

    Ответить Ответить
  6. max.turbo
    Posted 3 октября 2009 at 22:09 | Permalink

    владимиру , -график фуча-добавить индикатор-новый источник-ставишь точку напротив”таблица истории значений параметров-количество открытых позиций-да-новое окно -сохранить )))) и все перед тобой )))удачи !!!

    Ответить Ответить
  7. Posted 14 октября 2009 at 11:14 | Permalink

    Автору: а чем измерять ожидания ? Открытым интересом и только ? Но на сколько он реально “ссответствует” именно ожиданиям людей? Ожидания – сплошной субъективизм и понимание этих ожиданий формируется комплексно – и ОИ, и новостные ленты и ТВ и тд и тп :)

    Так все же… чем измерять ожидания (кроме ОИ) ? :)

    Ответить Ответить
  8. ilya
    Posted 14 октября 2009 at 11:49 | Permalink

    Так и есть сентимент определяется комплексно – это и настроение игроков, публикации, разговоры. Как, например, сейчас – на рынке достаточно скептицизма все ждут, что вот вот будет пролив, это является хорошим показателем того, что бычий рынок ещё не окончен. Я думаю, что будем ещё расти. Из технических показателей можно использовать: ОИ, Put/Call соотношение, короткий интерес, соотношение короткого интереса к общему кол-ву акций, об этом я напишу позже.

    Ответить Ответить
  9. Posted 15 ноября 2009 at 10:44 | Permalink

    Статья хорошая,но ничего нового,в ней нет..

    Ответить Ответить
  10. sofist
    Posted 4 декабря 2009 at 22:07 | Permalink

    Непонятно только в статье какие индикаторы можно использовать для оценки сентимента рынка

    Ответить Ответить

Post a Comment

Your email is never published nor shared. Required fields are marked *

*
*